Статья 18215

Название статьи

               ОБ ОЦЕНКЕ ЧАСТОТЫ ОПРОСОВ В ПРОЦЕДУРАХ МОНИТОРИНГА КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ                     ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы

Борисова Елена Владимировна, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры № 8, Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (Россия, г. Москва, Китайгородский проезд, 9), elenborisov@mail.ru
Галочкин Алексей Николаевич, соискатель, кафедра № 8, Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (Россия, г. Москва, Китайгородский проезд, 9), leshagals@gmail.com

Индекс УДК

377,09:37.-14.6-047.36

Аннотация

Актуальность и цели. Реформирование системы высшего профессионального образования в аспекте перехода на новые образовательные результаты обусловливает необходимость исследования проблематики мониторинговых измерений в педагогике как средств информационного обеспечения процессов оценки и динамики формирования компетенций. Это позволяет осмыслить специфику компетентностно-ориентированного педагогического мониторинга, реализация процедур которого должна обеспечить достаточный по объему, а также оптимальный по времени осуществления обратной связи объективный и систематический контроль образовательного процесса в вузе. Цель работы – на основе проведенного анализа основных образовательных программ с точки зрения траекторий формирования и развития компетенций теоретически обосновать оценку частоты и периодичности опросов при проведении процедур педагогического мониторинга индивидуальных достижений обучающихся.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа: нормативных документов по ФГОС ВПО последнего поколения; документов по организации и внедрению систем менеджмента качества в высшей школе; литературы по теории информации; учебно-методи¬ческих комплексов и рабочих программ по направлениям подготовки бакалавров, специалистов и магистров; научных статей в периодических изданиях, посвященных аналогичным исследовательским проблемам. Методологический потенциал включает индексный метод оценки сложных объектов, междисциплинарный подход к педагогическим проблемам с позиций теории информации.
Результаты. Рассмотрена проблема частоты и периодичности сбора данных в процедурах компетентностно-ориентированного педагогического мониторинга с целью получения релевантной информации об уровнях и тенденциях формирования требуемых компетенций обучающихся в вузе. Проведенный анализ и расчеты отражают как само наличие этой проблемы, так и возможные пути ее разрешения. Обозначена роль и ответственность профессорско-препо¬давательского состава в процессах организации и проведения мониторинговых измерений.
Выводы. Сформулирована и теоретически обоснована гипотеза, что при проведении процедур мониторинга индивидуальных компетентностных достижений обучающихся следует придерживаться модульного принципа частоты и периодичности сбора данных по результатам текущего контроля уровней сформированных компетенций, выраженных в интегральных показателях – индексах компетенций, что вполне соответствует современным тенденциям организации образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова

качество образования, педагогический мониторинг, измерение компетенций, количество информации.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Хохлова, С. В. Мониторинг качества школьного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / Хохлова С. В. – Тюмень, 2003.
2. Борисова, Е. В. Квалиметрическая компонента в системе менеджмента качества образования в вузе / Е. В. Борисова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – Вып. 4, № 26. – С. 34–41.
3. Борисова, Е. В. Квалиметрия компетенций. Теоретические предпосылки / Е. В. Борисова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – Вып. 4, № 36. – С. 68–72.
4. Сибикина, И. В. Мониторинг качества подготовки выпускника вуза при осуществлении компетентностного подхода / И. В. Сибикина, И. М. Космачёва, Н. В. Давидюк // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Управление, вычислительная техника, информатика». – 2013. – № 1. – С. 208–214.
5. Шавенько, Н. К. Основы теории информации и кодирования : учеб. пособие / Н. К. Шавенько. – М. : Изд-во МИИГАиК, 2012. – 125 с.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:19
Дата обновления: 23.10.2015 14:04